Истэблишмент

30 апреля 2015
общество, чжуан-цзы

Чжуан-цзы недвусмысленно выступал против истэблишмента.

Фазану, живущему в камышах, нужно пройти десяток шагов, чтобы склюнуть зёрнышко, и сотню шагов, чтобы выпить глоток воды, но он не хочет жить в клетке, где ему будет вдоволь еды и питья.

Одухотворённый человек не соблазнится даже царским чином.

Или более длинная история:

Чжуан-цзы удил рыбу в реке Пушуй, а правитель Чу прислал к нему двух своих сановников с посланием, и в том послании говорилось: «Желаю возложить на Вас бремя государственных дел».

Чжуан-цзы даже удочки из рук не выпустил и головы не повернул, а только сказал в ответ: «Я слыхал, что в Чу есть священная черепаха, которая умерла три тысячи лет тому назад. Правитель завернул её в тонкий шёлк, спрятал в ларец, а ларец тот поставил в своём храме предков. Что бы предпочла эта черепаха: быть мёртвой, но чтобы поклонялись её костям, или быть живой, даже если ей пришлось бы волочить свой хвост по грязи?»

Оба сановника ответили: «Конечно, она предпочла бы быть живой, даже если ей пришлось бы волочить свой хвост по грязи».

— Уходите прочь! — воскликнул Чжуан-цзы. — Я тоже буду волочить хвост по грязи!

Ещё он писал, что всякую ценность рано или поздно украдут. Стоит только появиться такой вещи, как государство, вскоре найдётся умелый вор, который украдёт и государство, но его будут называть «государь». А вора, который украдёт моток ниток в магазине, будут судить и посадят в тюрьму.

Чжуан-цзы призывал думать о себе, заботиться о своём благе, своём хозяйстве, своём доме и не тревожить сердца людей великоучёными концепциями о том, каким должно быть общество.

Сегодня я посмотрел одно интервью с Евгением Гришковцом. Он там сказал, что если бы ему не нужно было зарабатывать на хлеб, на семью, если бы у него было много денег, то он писал бы очень мало или вовсе ничего не писал бы.

Но стремление думать о «пути России», о гуманитарных катастрофах где-то в Ливане по-прежнему тревожит умы многих людей, у которых течёт кран, горят дедлайны, висят кредиты и не работают лампочки в парадной.

Примером такого радетеля за судьбы стран был Конфуций, которого Чжуан-цзы недвусмысленно называл глупцом и празднодумцем, сеящем смуту в сердца людей, отвлекая их от важных насущных дел.

Почти уже год назад я пожаловался своему учителю, что не чувствую радости, что всё то, что я делаю, я, конечно, делаю, стараюсь делать хорошо, но это не вызывает у меня радости.

Я ожидал, что он щёлкнет пальцами, совершит чудо, трансформирует моё сердце в самосверкающий алмаз, научит медитации, вызывающей эйфорию за 15 минут.

Но он ответил:

— Ты переработался. Отдохни. А потом придумай себе интересное дело. Дело, которое тебе интересно. У меня тоже такое было. И я отдыхал. А потом захотелось сделать одно дело. Вот теперь я его делаю. И мне интересно.

Вот и я пойду доделывать продающую страницу про даосский алхимический ретрит. Получается шоколадно.