Кто твой бог?

27 апреля 2016
боги, общество, история

На днях я встретился лицом к лицу с живой историей в лице одной древней крепости, взятие которой войсками Ивана IV Васильевича положило начало имперской истории России.

Сегодня это туристическое место, там, где гуляют, фоткаются, считают своим долгом посетить приезжие. Подобные крепости и кремли повсюду привлекают туристов, ими кормятся гиды, экскурсоводы и продавцы милейших сувенирчиков.

Но если вдуматься — все эти крепости — это военные объекты, где кроме оружейного склада и кузницы ещё есть тюрьма, пыточная, место для казней. И рядом должны быть хоромы правителя, которые своим богатым убранством должны подавлять волю любого визитёра, демонстрируя ему величие, экономическую силу и военную мощь царства. Крепости завоёвывались и перезавоёвывались. Разрушались и отстраивались вновь. По их улицам текли реки крови, ездили телеги, гружёные золотом, отнятым у людей во благо государя. По сути все эти цитадели — это храмы власти и войны, алтари Тора и Тюра. И эти цитадели по-прежнему занимают центровые места в современных городах Европы и Азии.

Историческая неизбежность и необходимость такого пути развития — очевидная вещь. Но история — историей. Бог с ней. Сегодня мы вольны сами решать, что будет нашим центральным местом. Для кого-то таким центральным местом становится домашний алтарь Кришны, для кого-то буддийский храм, для кого-то собственное сердце. Мы сами свободны создавать собственные храмы, алтари любых богов и водить в них свои собственные экскурсии.

Я, вот, чувствую сродство с Хеймдаллем, уважаю Одина и заворожён Фрейей.