Что же такое Дао?!

Если заглянуть в словарь китайско-русский, то там, конечно, будет изрядно нюансов. И в этом семантическом поле можно выявить два кластера:

  • путь, канал, проход, труба;
  • способ, принцип, смысл.

К примеру, если вам задают вопрос, на который вы не знаете, что ответить, то нужно сказать «уо пу чжи дао» — «я не знаю», или если перевести чуть буквальнее «я не знаю смысла/способа/пути».

Термин dào, таким образом, весьма схож с английским словом way. Говорят же братья англосаксы “Let’s do it in this way…” — «давай сделаем это таким способом…»

В контексте даосизма же слово dào получило особый смысл.

Для начала придётся дать небольшой исторический обзор.

История вопроса

Расцвет мысли

В истории китайской мысли был золотой период. Он так и называется «период учёных ста школ». Сто школ — это метафора. Имеется в виду, что в этот период произошёл прорыв, как в философии, натурфилософии, этике, практиках долголетия, так и в прикладных науках. Именно в тот период сформировались мировоззренческие основы даосизма (Лао-цзы, Чжуан-цзы), тогда же жил и творил Конфуций, менее известные широкой публике, но тоже весьма краеугольные учения легизм и моизм — тоже родом из того времени. Это VIII–III вв до н.э.

Распад державы

А с социально-политической стороны всё было плохо. Это был период «Сражающихся царств» — период крайней феодальной раздробленности, хаоса. Прежняя центральная власть оказалась неспособной удержать контроль над множеством мелких, но амбициозных князьков и ранее единое общество распалось на множество мелких княжеств, которые постоянно вели войну друг с другом, совершали набеги.

И при таком хаосе каждый из этих многочисленных князей был вынужден делать всё возможное, чтобы сохранить и укрепить своё княжество. В ход шло всё. Это было время постоянной интенсификации: совершенствовалось всё — оружие и военные теории, сельское хозяйство, кораблестроение.

И, можно себе представить, что в постоянной гонке вооружений, в череде удач и провалов, на грани срыва, в неспособности понять смысл происходящего порой безумия, князья охотно нанимали к себе на службу разнообразных философов-мыслителей, чтобы те хоть что-то растолковали о том, как вообще устроен мир, как с ним быть и зачем всё это нужно.

Мудрецы

Философов, учёных было существенно больше, чем княжеств. И они странствовали от замка к замку, презентовали свои учения в надежде, что князь внемлет их идеям и наймёт на работу придворным мудрецом. Иногда кого-то нанимали, но чаще всего их прогоняли умничать в другие земли. Между мудрецами была высокая конкуренция, необходимо было обладать воистину системным, универсальным виденьем жизни, чтобы смочь заинтересовать князя — серьёзного занятого делового человека, на котором лежит нешуточная ответственность за процветание и само выживание его людей.

Все эти учения назывались общим словом dào «способ». Мудрецы рассказывали о том, каким способом жить, каким способом управлять княжеством, каким способом взаимодействовать с соседями, каким способом настраивать себя на успех… По сути тогдашние «учёные ста школ» были весьма схожи с полчищами наших нынешних коучей, консультантов, тренеров и терапевтов, которым отчасти являюсь и я.

Кто-то говорил, что нужен такой-то способ жить. Кто-то говорил, что нужен другой способ. Кто-то настаивал на первенстве закона, перед которым все должны быть равны. Кто-то твердил о важности образования и просвещения. Кто-то призывал придерживаться точно выверенных форм поведения, типа этикета, который помогает воспитывать в себе человеколюбие и чувство долга.

Дао Лао-цзы

Во всей этой многоголосице мудрости одним из голосов был голос Лао-цзы, автор «Трактата о Дао и добродетели». Есть много альтернативных переводов самого названия трактата, разные истории о том, как этот текст вообще появился. Об этом в другой раз расскажу.

И самые первые строки этого текста таковы:

道可道,非常道。名可名,非常名。無名天地之始;有名萬物之母。故常無欲,以觀其妙;常有欲,以觀其徼。

Способ, который можно применить — это не неизменный путь. Название, которым можно назвать — не непреходящее название. Исток Вселенной — там, где нет названий. Есть название — и оно порождает бесчисленные объекты. Постоянно пребывай без желаний — и увидишь чудесную тонкую суть вещей. Постоянно желай — и увидишь ограниченность явлений.

(Перевод мой)

Какой же подход к миру, способ жить предлагает Лао-цзы.

Он заявляет: «Вот, все эти понятные и применимые способы, которыми торгуют другие — это фикция, на них нельзя положиться, нет среди них ни одного универсального метода. Кучу терминов напридумали, обозвали ими всё на свете, а присмотришься — и каждую вещь можно по-разному называть, тут уж как посмотреть. То, на чём держится весь Мир — этой штуке никакого имени не придумать. Начнёшь давать имена — и сразу соскользнёшь в ворох отдельных частностей. Перестань вечно чего-то хотеть — и сможешь узреть тончайшую тайну всего. Ну, можешь и продолжать хотеть свои хотелки — но тогда ты увидишь только скорлупу вещей».

Вот такой способ-путь dào предлагает Лао-цзы.

Так и что же такое Дао? Как его описать?