Что что значит

19 мая 2015
культура

Часто можно услышать: «А значит Б». Например, санскрит и русский язык во многом близки, значит, арии и русские произошли из одной и той же культурной общности.

Или: летом солнце поднимается выше, а зимой ниже, значит земля вращается вокруг солнца по орбите, имея ось собственного вращения под непрямым углом к плоскости орбиты.

Или: кишечник человека (извините, опять про кишечник) имеет длину N, значит человек изначально является плодоедом.

И так далее.

Эти утверждения могут быть верными, могут быть неверными — речь не об этом. Речь о словечке «значит».

Когда-то я увлечённо и преданно занимался математическими моделями человеческого глаза, уха, затем тонкостенных упругих объектов (называемых в механике оболочками типа корпуса самолёта и т. д.). Во время тогдашних моих научных занятий в общении с профессорами я усвоил одну очень важную вещь. Эта вещь показалась мне настолько важной, что эту тему я развивал в своих университетских работах по философии и психологии (когда учился педагогике на дополнительном факультете). Эту же вещь я обнаружил также в буддийской теории познания и эта же вещь сделала для меня возможным полноценное изучение китайских наук о жизни.

Что же это за вещь?

Осмысление любого явления заключается в поиске места наблюдаемому факту в рамках уже существующей системы убеждений и представлений.

Вот, мы наблюдаем, что летом солнце выше, а зимой ниже. Это явление мы вписываем в убеждение, что солнце стоит на месте, земля летает по орбите вокруг солнца. Наблюдаемые различия в подъёме солнца могут подсказать нам, что ось собственного вращения земли не перпендикулярна плоскости орбиты и определить соотношение между широтой наблюдателя и углом между осью и орбитой.

Если бы мы считали, что земля стоит на месте, а солнце крутится вокруг земли, то это же наблюдение помогло бы нам определить параметры хитрой спиралеобразной траектории движения солнца вокруг земли.

Таким образом, всякий раз, когда мы говорим, что «А значит Б», мы вписываем явление А в систему наших убеждений и в рамках системы наших убеждений приходим к выводу Б.

Стало быть, измени мы свои убеждения, и А будет значить уже не Б, а В или Ё.

К сожалению, зачастую люди упускают этот факт из виду. Наши убеждения определяют наши выводы в не меньшей степени, чем сами наблюдаемые явления. Слишком часто люди полагают, что все разделяют их убеждения. И тогда начинаются споры типа «разве вам не очевидно?» Подобные споры являются признаком того, что люди придерживаются разных убеждений, а считают, что это не так.

Это мне напоминает мой позорный, очень стыдный опыт детства научить знакомую девочку писать стоя. Я искренне недоумевал её неспособности делать такую элементарную вещь. Принципиальные различия в анатомии я не принял во внимание.

В науке эти системы убеждений и представлений называются «научная парадигма», в общественной жизни «менталитет», в жизни личной «опыт».